Человек Новой Эпохи > БИБЛИОТЕКА > СТАТЬИ, ОПЫТ ПСИХОЛОГА > Статьи Жанны Генераловой> > Тщеславие

Библиотека

Статьи Жанны Курковой

 

 Тщеславие

 

(Вопросы задаёт редактор журнала "В городе" г. Королёв Бакланова Екатерина). 

 

«Тщеславие - мой самый любимый из грехов», - сказал персонаж Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола". Тщесла́вие (греч. κενοδοξία) - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Сразу вспоминается фраза из произведения Джерома К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие - вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса».  Православная Церковь относит "тщеславие" и "гордость" к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека.

Об этом наша беседа с психологом, специалистом по системной терапии и семейным расстановкам Курковой Жанной.

- Что такое тщеславие?

Само слово «тщеславие» уже выражает собой глубокую суть – тщетная, пустая, напрасная, слава. Раздутая пустота вокруг человека. Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутренней наполненности. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно. В душе постоянно возникают вопросы: «Кто я?», «Зачем Я?». Получить ответы на эти вопросы можно только самосовершенствуясь. Но очень часто путают самоутверждение с самосовершенствованием. Начиная самоутверждаться в окружающем мире, то есть  жить, опираясь не на движение души, а на то, что выгодно, удобно, престижно, человек старается достичь результатов только во внешней жизни. Но оставляя в стороне свои внутренние потребности, он себя чувствует неудовлетворённым, и тогда на помощь приходит тщеславие, которое, в свою очередь, порождает  зависимость от окружающего мнения и оценки.

 - Каковы признаки проявления тщеславия?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется  похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.

Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку...

 - Тщеславие – это «универсальная» страсть?

Я думаю, что тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью - тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого  ожидает такое сладостное  и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!»

 - Корни тщеславия родом из детства?

Да, можно и так сказать. Каждому ребёнку знакомы такие высказывания: «Что люди скажут?», «Что подумают окружающие?», «Ты должен быть не хуже всех». С самого детства людей ориентируют не на внутренние потребности, а на оценку других. Вырастая, человек не умеет слушать и слышать себя. Он не знает, чего он сам хочет. Ко мне часто приходят молодые женщины, имеющие по несколько высших образований, с уже приобретёнными «докторскими» и «кандидатскими» на совершенно не интересующие их темы. Они социально очень хорошо адаптированы, но потеряны и глубоко несчастны внутри. Как правило, их запрос звучит так: «Я не знаю, чего я  хочу. Мне ничего не интересно». Приобретая «важные» регалии и постоянно говоря о них, человек защищается от внутренней пустоты. Ведь не просто так слово «защита» применяется в таких фразах, как «защита докторской», «защита кандидатской» и т.д.

Недавно у меня был разговор с одним довольно зрелым по годам человеком. Он всячески старался убедить меня в том, что нужно обязательно защищаться. «От кого?» - спросила я в шутку, хотя в вопросе звучал глубокий смысл. От кого люди защищаются? Или что люди защищают? Если человек знает, что делает, если он верит себе, если делает что-то с любовью от всей души, и то, что он делает, приносит хорошие плоды окружающим – зачем ему защищать это? Само дело говорит за себя! «А как же признание определенных людей? А как же признание в научных кругах? Нет, если нет признания, значит, это пустое, нет дела!» - сделал вывод мой собеседник.

Как-то в кругу знакомых людей я услышала от одной женщины, что её муж защитил докторскую. Она с большой гордостью рассказывала об этом. «На какую тему?» - полюбопытствовала я. Тема оказалась довольно необычной, она касалась сельского хозяйства и выращивания коров. При этом её муж занимался торговым бизнесом в большом городе и к этой теме не имел никакого отношения. На мои наивные вопросы о смене его деятельности я услышала фразу: «Ты что? Он же докторскую защитил! Это так важно в наших кругах, сейчас все защищаются!» 

Корни тщеславия родом из детства и незрелости души человеческой. Чем меньше человек развивает душу, чем меньше наполнен изнутри, тем больше он себя раздувает снаружи. Это закон. Происходит однобокое перекошенное развитие человека. Если мы видим перед собой «раздутого» и самодовольного «большого»  человека, сразу можно сказать о том, что он очень «маленький» внутри. Люди, которые развиваются гармонично, достигая в социуме больших побед, внешне ведут себя довольно просто, не привлекая к себе особого внимания. Они одинаково относятся как к своим поражениям, ошибкам, так и к достижениям.

 - Как пишет каббалист Бааль Сулам, тщеславие, наряду с вожделением и завистью, подталкивает человека к развитию. А значит ли это, что тщеславие косвенно приводит человечество к духовному исправлению, несмотря на негативные проявления этих качеств в нашем мире?

 Человек всегда находится в поиске. Как правило, многие люди в поисках самих себя и смысла жизни идут вначале ложным путём. Так как этот путь социален и преподносится обществом и семьёй. Ребёнок с детства слышит слова о том, что «Ты должен стать человеком», «Ты должен что-то из себя представлять», «Ты должен быть лучшим», «Ты должен быть первым». Мы вырастаем с определёнными установками и жизненными догмами. Но душа каждого из нас не просто так воплотилась в это время и в это тело. Для того, чтобы дальше подняться, душа выбирает более сложную среду для своего развития. И такой средой сегодня для каждого из нас является наша повседневная действительность, окружение, социальные нормы и т.д.

И нет ничего удивительного, что почти все проходят через тщеславие. Человек, который не познал себя и опустошён изнутри, пытается компенсировать это, наполняя себя снаружи признанием социума. А для этого ему нужно постоянное подтверждение извне о том, что он есть. И чем больше внутренняя пустота, тем больше потребность в собственном признании. Но когда им достигается внешнее признание, он осознаёт, что всё равно нет чего-то самого главного. Он понимает, что это не делает его умиротворённым и счастливым. Как много мы знаем историй о жизни знаменитых в социуме людей, которые очень плачевно заканчивали свою жизнь. Или истории о том, что пока человека помнили в обществе – он был счастлив, а когда забыли о нём – он потерялся и не знает как жить. Мнение общества быстро меняется, людская слава может быстро поднять на пьедестал и также быстро сбросить глубоко в пропасть. Попав в такую ситуацию, человек переосмысливает жизненные ценности, и, в конечном счёте, он приходит к внутреннему развитию, начинает больше прислушиваться к своему сердцу, находя путь от внешнего «пустого» признания себя к внутреннему познанию и наполненности. Я думаю, что таков путь познания многих людей. У них  уже  есть знание того, что значит внешне жить в пустой славе и при этом зависеть от признания других, или что значит быть наполненным изнутри и при этом быть полностью свободным.

 - Справедливо ли объединение тщеславия с гордостью и спесью?

 Это близкие по свойствам и содержанию качества. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Спесь обычно требует к себе уважения. А, как правило, человек, который ничего из себя не представляет по внутренним накоплениям, для того, чтобы хоть как-то чувствовать себя живым, требует от других доказательств своего существования.

 - Могут ли жизненные обстоятельства «подпитывать» тщеславие?

Да, на жизненном пути всегда есть провокации, и каждый день человек находится перед выбором, по какой дороге ему идти. Вообще, мы выбираем каждую секунду прожитого времени. Мы постоянно выбираем свои мысли, слова, поступки. И от нас зависит, будем мы подпитывать тщеславие или нет.

 - Нужно ли бороться с тщеславием?

Моя жизненная философия на сегодняшний день такова, что бороться ни с чем не нужно. Борьба – это пустая трата времени и энергии. Она лишает сил борющегося и подпитывает то, с чем он борется. Человеку важно осознавать то, в чём он живёт. Мы были рождены в эпоху коллективного разума. Тщеславие порождено самим обществом и семьёй. Мы не умели опираться на внутреннюю силу и собственное достоинство. Нас не учили этому. Мы всегда оглядывались на оценку родителей, школы, социума. И если кому-то удавалось жить своим сердцем, он, как правило, был «белой вороной», ему с трудом приходилось выживать в таком обществе.

Пока человек живёт в тщеславии, его никакая критика, борьба или агитация не сдвинет с выбранной позиции.  Он постоянно будет искать удобную среду обитания и людей, которые заискивают перед ним. Он не услышит в такой момент даже свой собственный внутренний голос, который будет всячески намекать на этот порок. Он не услышит боль своей души и тоску своего сердца, просто найдёт виновных в ближайшем окружении, а тоску попытается «залечить» спиртным или другими средствами. Такому человеку нужен опыт и познание жизни в тщеславии. Только познав и прожив такой опыт, осознав, что это является подменой чего-то важного, и если он захочет искать это более важное, он сможет постепенно освободиться от тщеславия, заменяя его другими более ценными качествами.  Просто каждому нужно своё количество времени.

Сейчас меняются законы Вселенной и Планеты, законы жизни в социуме. Человек отходит от влияния коллективного мышления и учится жить своими внутренними потребностями. Мы можем это активно наблюдать в жизни сегодняшних детей и молодёжи. Дети знают, чего хотят, они проходят мимо выстроенных обществом законов морали и норм. Они идут своей дорогой, несмотря на внешнее сопротивление всего общества. Их не волнует мнение других, они не собираются оправдывать надежды своих родителей. Большинство из них слушает своё сердце. Их не пугает суждение толпы, и они не боятся быть другими. Они другие. Со временем человек вынужден будет жить не только внешним, но и внутренним, сама жизнь подведёт каждого к осознанию этого. Новая наступившая эпоха ОМ – эпоха равновесия. Задача человечества 6-й расы - научиться жить внутренним и внешним, осознавая одинаковую ценность того и другого. Сегодня кто-то сам осознанно идёт к этому, а кого-то жизнь заставляет двигаться вперёд методом проб и ошибок, боли и разочарования. Каждый человек развивается в меру своих желаний и накоплений.

 -       Каким путём можно преодолеть тщеславие или какими средствами "лечить" эту страсть? Какие при этом у нас должны быть главные жизненные ориентиры, направление?

Лечить это невозможно. Как можно лечить незрелость? Человеку нужно созреть для перемен. Познав глубокую пустоту и внутреннюю тоску при всеобщем признании, человек сам будет искать путь исцеления. Тщеславный человек живёт под девизом: «Другие видят меня, значит, я есть». Человек, освободившийся от тщеславия, руководствуется установкой: «Я есть! Я знаю себя, я вижу себя, я верю в себя. И я вижу других...». Чем больше человек развит, тем он проще относится к мнению других, он перестаёт быть зависимым. Человеку важно ориентироваться в первую очередь на свой внутренний мир, на свои потребности и желания и идти дорогой, которую ему указывает сердце. Тогда он становится самодостаточным. 

(Февраль 2011г)